1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

24 января 2012, 22:03

Поле чудес для глупых буратин

Говорят, в сети люди безлики, а это не так. В сети они должны себя проявлять. А здесь достаточно выглядеть, пить и заниматься сексом


Раз-два — Стэнли Кубрик, Три-четыре — Дэвид Линч, Солондз, Гас ван Сент, Полански — Пусть услышат этот клич

шапито-шоу

26 января в широкий прокат выходит фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу», работа над которым велась 6 долгих лет, и благодаря которому несколько дней Международного Канского видеофестиваля я и группа товарищей ходили, не снимая пионерских галстуков. По хронометражу фильм заменит вам два, а по эмоциям, смыслам и образам — сразу несколько. Одних только аллюзий, реминисценций, ссылок, гиперссылок и других цитат наберётся с добрый десяток. Среди цитируемых Линч, Тарантино, Уинтерботтом, а история «Уважение» так вообще целиком и полностью цитирует «Возвращение» Звягинцева, приправляя разве что Высоцким: «Парня в горы тяни, рискни».

шапито-шоу

Лупа — лучший друг юнната

Вообще, конечно, это очень странно, когда цитируется насквозь трагичное и эпичное «Возвращение», а афиши говорят, что фильм Лобана-то — музыкальная комедия от продюсеров «О чём говорят мужчины». Про комедию вам, в общем-то, не врут — такого количеством юмора, свободы, солнца, света и веселья ещё никто не предлагал, и это доброе ощущение остаётся после фильма. Но всё дело в том, что каждая из задорных с иронией рассказанных историй на деле оказывается глубоко драматичной, с серьёзным многосторонним конфликтом и неблагоприятным финалом.

шапито-шоу

Я себя чувствую как в желудке, где всё переваривается. А это не море, а желудочный сок

Все персонажи фильма стремятся к морю, солнцу, разного рода свободе — к тем самым вещам, о которых принято нынче мечтать. Кто-то освобождается от интернет-зависимости и стремится путешествовать автостопом, кто-то балуется наркотиками и разного рода сексуальными связями, кто-то мечтает снять СВОЙ фильм, кто-то встать на путь к финансовой независимости, а в итоге все оказываются в рабстве Карабаса Барабаса в Шапито-шоу, где с честными глазами играют самые странные очень лживые роли. Ложь вообще связывает все четыре истории, снятые в жанре параллельного кино, в финале каждой из них обязательно кого-нибудь обвинят в испорченности и «липкой, как насекомое» лжи: «Зачем ты только появился у меня на пути? чтобы окончательно добить меня?!» — кричат по очереди герои, не понимая, что это не их выдернули из привычной им жизни, а сами они — лживые — ушли оттуда в поисках чего-то совсем уж только им известному.

шапито-шоу

Ты самый страшный человек, которого я когда-либо встречал!

Множество персонажей показаны в четырёх разных историях в большей или меньшей степени, и в каждой у них своя социальная роль, в которой они обличают себя, показывают во всей «красе». Положительных от и до здесь днём с огнём не сыщешь (вроде как нет людей без недостатков), да и тех, кто лишь с мелкими пригрешениями тоже маловато. Преимущественно это главные герои эпизодов — их вроде хочется оправдывать, но неизменно возникает вопрос, зачем же они возвращаются к тем подлецам, от которых ушли, и из каких таких побуждений недобрых они вообще уходили.
Вопросы, конечно, риторические.

шапито-шоу

Когда я была маленькая, я думала, что вырасту, и буду выглядеть, как принцесса. Но вот я выросла и совсем не выгляжу, как принцесса. Хотя, возможно, надо ещё немного подрасти

Широко представлен спектр причастных к шоу-бизу: от обычных журналистов до толстопузых продюсеров. Пётр Мамонов в роли уставшего от всей этой популярности, лжи и суеты, но при этом такого же суетного и лживого Петра Мамонова. Доморощенный молодой, горячий, амбициозный продюсер, знающий всё о шоу-бизнесе и, кажется, вообще обо всём на свете. Мечтающий о большой славе раб-режиссёр шапито-шоу. Прохававший жизнь Карабас Барабас. Скромный эрзац Цоя Рома Легенда — воплощение классической неработающей формулы «из грязи в князи» и американской мечты, разбившейся о суровую реальность. Свободные молодые и талантливые наркоманы, которые отдыхают без отрыва от производства и проч.проч.проч. Но дело даже не в широте обхвата представленных героев, а в том, что все они — самые типичные люди поколения со всеми типичными имеющимися в изобилии недостатками, пороками и зависимостями, многогранные и многоплановые. И касается это далеко не только тех из них, что относятся к современному творческому бомонду или стремятся туда (а так или иначе стремятся туда все, за исключением, разве что, аутичного Киберстранника). Потому что неважно, гусеница или бабочка, всё равно насекомое.

шапито-шоу

Прерафаэлиты тоже не создали ничего своего, они только копировали Рафаэля

Про музыку афиши, трейлеры и промо-ролики тоже не врут: музыку писала группа Karamazov Twins, тексты — сценарист фильма Марина Потапова, и делали они это, очевидно, тоже с иронией и кучей разнообразных ссылок. Хотя в данном случае это скорее пародия на всё то, что нам с вами приходится слушать. Но это всё только потому, что типичный герой нашего времени ироничен и по отношению к себе, и по отношению к миру. И пока некоторые отчаянно этого героя ищут, другие смотрят по сторонам.

шапито-шоу

И несколько примечаний: во-первых, если вы всё ещё не видели трейлер и сейчас кинулись его искать, знайте: нет в мире трейлеров хуже. Но фильм от этого не хуже. Во-вторых, в кинотеатрах фильм будет демонстрироваться по-разному: либо отдельными билетами на части (их две, в каждой по две истории), либо целиком с антрактом, при выборе подходящего вам вам варианты можете учитывать ещё и то, что история «Дружба» самая задорная, а смотреть эпизоды можно в любом порядке.
Дни     ←  23 января 2012     Ctrl     . . .  27 января 2012  →