400 заметок с тегом

РСС

Страницы     ←  предыдущая     Ctrl     следующая  →

12 декабря 2011, 12:00

Сергей Самойленко: «Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству»

мы участвуем в конкурсе блогов о НСО novobest. Проголосовать за morrigami.com можно здесь, смотреть всех участников во всех номинациях — здесь
Сергей Самойленко: "Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству"
//(с) ngs.ru, Сергей Самойленко


После митинга 10 декабря Сергей Самойленко, координатор Сибирского центра современного искусства, рассказывает нашим читателям о том, что отражает современное искусство, о личных открытиях и культурных веяниях

Сергей Самойленко: "Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству"
фото: Майя Шелковникова, митинг 10 декабря

Хотелось бы и обойтись без политики, ограничиться одной культурой, да никак. Совсем объехать последние события не получается. Например, митинг (не пикет же, в самом деле) 10 декабря у ГПНТБ. Согласимся, событие немаленькое — ничего подобного не случалось лет десять как минимум, — по масштабу сравнимое с Монстрацией, по значению тоже. Для культуры и искусства в том числе.

Сергей Самойленко: "Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству"
фото: Майя Шелковникова, Монстрация-2011

Художник (поэт, музыкант) всегда связан с современностью, погружен в сегодняшний день как рыба в воду, никакого другого творчества, кроме как здесь и сейчас не существует. Можно сколько угодно ссылаться на опыт великих мастеров и уверять, что сочиняешь с точки зрения вечности, но если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству. Пусть современность и не отражается прямо, буквально, в твоих текстах или песнях — ощущение настоящего времени должно присутствовать. И это касается любого из искусств.

Сергей Самойленко: "Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству"
фото: Майя Шелковникова, Монстрация-2011

Есть ли такого искусства в Новосибирске? Не так чтобы очень, но все же есть. Даже не будем брать современное искусство, по определению внимательное к актуальности во всех изводах вплоть до социального активизма. Возьмем театр, уж на что, казалось бы, консервативная и малоспособная к изменениям сфера, а всё же. Разумеется, большая часть репертуара наших театров, не говоря уж об антрепризе — вполне себе развлекательный мейнстрим, пусть даже и хорошего уровня. Очевидно, что массовые зрительские пристрастия требуют театра зрелищного и развлекательного. Его много. Но в последние год-два заметен и театр, ищущий новый язык, способный говорить о современности. Еще недавно и Сергей Афанасьев категорически отрицал саму гипотетическую возможность обращения к «новой драме», а тут ставит Ивана Вырыпаева — сначала «Танец Дели», на очереди «Иллюзии», уж куда современнее. В рамках такой респектабельной структуры как Рождественский фестиваль вдруг находится место для Лаборатории молодой режиссуры. Осенью этого года зашевелились новосибирские литераторы и драматурги — после вербатима на Интерре начались читки пьес сибирских авторов, Первый театр тоже провел свои. В Доме актера на 14 запланирован Театральный спичинг, тоже надо будет поглядеть. Короче, театральная жизнь вдруг оживилась, и пусть даже аудитория этих событий невелика, вектор движения очень правильный.

Сергей Самойленко: "Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству"
фото: Юлия Исакова, вербатим на Интерре

Неожиданно (для меня, во всяком случае) обнаружилось и то, что в Новосибирске наросло поколение молодых интересных поэтов, разных, не похожих друг на друга, все они говорят на разных языках, и приятно, что языки эти — сегодняшнего дня, описывающие наличную реальность, пробивающиеся к ней.

Сергей Самойленко: "Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству"
фото: Роман Сотников. Выступление Юлии Исаковой в кафе «Агарта»

То есть про что я? Про то, что не все новосибирские творцы сидят по башням из моржовой кости, некоторые хорошо представляют себе, что происходит и на улице, и в социальных сетях. Не обязательно то, что они пишут и сочиняют, имеет политическое измерение, главное — что там есть ощущение настоящего времени, без которого любое произведение будет отдавать нафталином. Думаю, многие из них 10 декабря были у ГПНТБ. Просто для того, чтобы видеть собственными глазами.

Сергей Самойленко: "Если ты глух и слеп к сегодняшнему дню, грош цена такому творчеству"
фото: Майя Шелковникова, митинг 10 декабря
люди   Сергей Самойленко   СЦСИ   Новосибирск

7 декабря 2011, 13:04

Серафина Луи

После нового года мы перестанем смотреть в Константе кино про художников и начнём какую-нибудь более занимательную серию. А пока этот во всех отношениях счастливый момент ещё не настал, мы посмотрели фильм Мартина Поло «Серафину из Санлиса» про «наивную» художницу Серафину Луи.

https://morrigami.ru/pictures/sjerafina1.jpg

У фильма полно французских Сезаров: за лучший фильм, сценарий, работу оператора, художника, костюмера, композитора, исполнительницу главной роли Иоланду Моро. Играть бельгийской актрисе пришлось не слишком приспособленную к миру, но очень талантливую художницу с тяжёлой, как у всех, судьбой.

https://morrigami.ru/pictures/sjerafina3.jpg

В семь лет Серафина осиротела и за её воспитание взялась сестра. Родом она была из бедной семьи, потому ей приходилось много работать — сначала пастухом, потом служанкой. Ночами она смешивала различные вещи (в фильме это, например, кровь и воск), делала из них краски и рисовала на дощечках цветы. Вдохновившись церковными витражами, она говорила, что её ангел-хранитель говорит ей рисовать.

https://morrigami.ru/pictures/sjerafina6.jpg

Открыл её миру, как и многих другие художников этого жанра, коллекционер Вильгельм Уде. На какое-то время он стал её покровителем и защитником, но именно разочаровшись в нём Серафина оказывается в сумасшедшем доме.Что так и как приключилось как раз и рассказывает фильм.

https://morrigami.ru/pictures/sjerafina7.jpg

В основу фильма легла книга психоаналитика Франсуазы Клоарек: «Жизнь Серафины невозможно отделить от выдумки — она жила в мире грез, подчас очень жестоких, а не в мире привычной нам реальности. Серафина из Санлиса прославилась, но счастья эта слава ей не принесла — остаток жизни она провела в сумасшедшем доме. Чувствительность гениев к окружающему миру в какой-то мере обусловлена именно их хрупкостью... Это не значит, что все художники — безумцы, а все безумцы — художники. Но есть люди, структура психики которых такова, что они могут производить впечатление людей адекватных — и в то же время чувствительны настолько, что от безумия их отделяет очень тонкая грань»

https://morrigami.ru/pictures/sjerafina8.jpg

Серафина Луи умерла в декабре 1942 года в одной из клиник от голода.

3 декабря 2011, 12:18

Видеократия на Фронтлайне

Фронтлайн показал нам фильм Эрика Гандини про итальянское телевидение



«Видеократия» снята в 2009 году и повествует о том, как Берлускони порабощает мозг 80% итальянцев (именно для такой доли населения ТВ — главный источник информации). В общем, история проста и знакома: в ящике сплошные полуголенькие тёлочки (удивительно страшненькие, кстати) пляшут, машут лифчиками и клеят звёздочки на соски. Ни о каком гендерном равноправии в стране и говорить не стоит — миром правят суровые мужчины, а точнее, — один мужчина и его друзья. Они не пускают женщин в экономику, а мужчин на экран (в 2009 году Италия занимала 72 место в рейтинге равенства полов).

Не только фильм, но и трейлер к нему в Италии запрещён по тем самым причинам, о которых рассказывает режиссёр: итальянские сми на 90% принадлежат Берлускони. И это несмотря на то, что Гандини, в общем, удалось избежать патетики и дидактики, а герои фильма находятся с разных сторон.

После фильма все мы должны были проводить параллели с Россией: вспомнили Лондонов и НТН4, помянули Дом-2, почти представили клуб Дождь, но вовремя остановились. Во время обсуждения никто не подрался. Наверное потому, что аналогии слишком очевидны и спорить бессмысленно.
Frontline   Новосибирск

1 декабря 2011, 10:22

Сальвадор Дали: скандалы, интриги, расследования

Оба корреспондента были людьми совершенно разными. Московский гость был холост и юн. Принц-Маховик, обременённый большой семьёй, давно перевалил за четвёртый десяток. Один всегда жил в Москве, Другой никогда в Москве не был. Москвич любил пиво, Маховик-Датский, кроме водки, ничего в рот не брал. Но, несмотря на эту разницу в характерах, возрасте и воспитании, впечатления у обоих журналистов отливались в одни и те же затёртые, подержанные, вывалянные в пыли фразы
И.Ильф и Е.Петров, Двенадцать стульев
Очередной фильм сразу про трёх художников разного смотрели мы на этой неделе в треш-бункере Константа: Сальвадор Дали, Луис Бунюэль и Федерико Гарсиа Лорка. Познакомившись в 1922 году в студенческой «резиденции» Академии Сан-Фернандо, они начинают дружить, совместно творить и восторгаться друг другом.
Только одна важная деталь: все они геи. При этом один настоящий гей, другой ярый гомофоб и латентный гей, а третий просто экспериментатор.

Сальвадор Дали: скандалы, инритиги, расследования
кадр из фильма «Отголоски прошлого


Основаны эти смелые предположения на некоторых тайных сексуальных пристрастиях Федерико, в которых признаются некоторые из его родственников, на некоторых исследованиях современных литературоведов и на необузданных фантазиях режиссёра фильма Пола Моррисона.

Сальвадор Дали: скандалы, интриги, расследования
Луис Бунюэль


По версии Пола Моррисона в конце своей жизни Дали признался в том, что у него был роман с Лоркой, что и легло в основу фильма. Однако, во-первых, Сальвадор не слишком отчётливо говорил последние годы жизни, потому не склонен был рассказывать долгих историй. Разве что обронил однажды „мой друг Лорка!“, но кто из нас не грешил таким? Во-вторых, есть все основание полагать, что с любовью художника эпатировать публику, он мог себе позволить обнародовать свои порочные связи.

Сальвадор Дали: скандалы, интриги, расследования
Сальвадор Дали

Оснований подозревать Федерико вроде бы больше: племянница поэта Луиза Гарсиа Лорка де лос Риос, президент Фонда Лорки, признала гомосексуальность дяди, а современный литературовед Ян Гибсон написал книгу „Лорка и гомосексуализм“, в которой предложил осмыслить творчество поэта с точки зрения нетрадиционной сексуальной ориентации.

Сальвадор Дали: скандалы, интриги, расследования
Федерико Гарсиа Лорка

Несмотря на то столь пристальное внимание к сексуальным желанием героев, мы можем узнать много достоверных биографических сведений: все их путешествия по миру, семейные неурядицы, политические взгляды, род занятий, некоторые особенности характера (например, Роберт Паттинсон замечательно справляется со страстью Дали к эпатажу,Даже несмотря на то, что травмированный зритель видит в нём вампира). Но самое главное, конечно то, что режиссёр, художник и поэт, даже живя в одно время, в одном месте и общаясь с одними и теми же людьми, видят мир по-разному.

Сальвадор Дали: скандалы, интриги, расследования
кадр из фильма „Отголоски прошлого“

И ещё: гомосексуальная любовь в фильмах всегда красивее гетеросексуальной. Особенно, если речь идёт о мальчиках. Почему?

30 ноября 2011, 23:58

Пре-открытие нового Центра Современного Искусства «Лаборатория»

Лаба
фото: Иван Дыркин

Разговоры об открытии ЦСИ в аварийном здании на проспекте Дзержинского, 38 (остановка Волочаевская) начались ещё весной. Тогда мы гуляли по трём этажам общей площадью 1300 кв.м. радостно открыв рты и погружаясь в фантазии об их истинном предназначении, а Екатерина Свирщевская, которой доверили руководить будущим ЦСИ, искала партнёров под стать будущим масштабам. Задача у партнёров была одна — отремонтировать за свой счёт вверенный им угол и часть общей площади — коридоры, лестницы, туалеты… В наших календарях жирными красными кругляшками была обведена заветная дата открытия — День города.



Конечно, пятилетку за год осуществить не удалось, и сроки стали расплываться. Сначала открытие весьма резонно перенеслось с дня массовых гуляний — мало кому захотелось бы ехать к чёрту на кулички, когда всё самое интересное происходит в центре, даже несмотря на то, что это достойная альтернатива пьяным разбоям на главной улице.

Лаба

Однако на День города Лаборатория с партнёрами всё-таки сделали одно PR-мероприятие: Отражариум-13, даже с концертом группы POMREYA. Позже был ещё один проект — работа арт-резиденции перед водником в дни Интерры, где скромному художнику Денису Ефремову в последний момент не разрешили проводить перформанс в защиту кинозала Синема.

Лаба
фото: Иван Дыркин

Но праздник на проспекте Дзержинского всё-таки случился: сегодня ЦСИ Лаборатория пре-открылся. А вместе с ним открылась выставка Куклы — игры в человека. Честно говоря, направляясь туда, я ожидала увидеть совсем другое помещение, поэтому постоянно отвлекалась на поиск десяти отличий. Найти удалось едва ли пять: всё та же вывески «кафе КА ИН», так веселившая нас семь месяцев назад, всё те же провода с потолка, всё того же дерева пол… Приятно порадовал свет на первом этаже. Порадовал своим наличием, а не гениальностью решений. Впрочем, для выставочного пространства свет — немаловажная деталь. Жаль только, что на втором этаже, где и экспонировалась анонсируемая выставка, свет был разве что из окон. Тот, который может себе позволить сибирский ноябрьский почти вечер.

Лаба
фото: Иван Дыркин

На первом этаже, кроме диджеев и стола с коньяком/чаем/фруктами, расположилась Эксцентричная галерея Ольги Тээр, коллекция картин Андрея Курченко и чёрный пушистый кот.

Лаба

Сама выставка Куклы — игра в человека состоит из работ победителей одноимённого конкурса. Валерий Кламм, Елена Щукина, Анна Маслова и Олег Семенов — жюри конкурса (а значит и кураторы выставки) выбирали победителей в двух номинациях (арт и док) и в двух категориях (любитель и профессионал). Соответственно, сама выставка такая же: здесь и дети из частного садика «Лад», и Пьеро, и актёры «Красного факела», и кузбасские матрёшки, и эксперименты с рукой и люстрой, и заплыв на резиновых женщинах… В общем, выставку можно посмотреть до 10 декабря без выходных с 12 до 16. Вход свободный, но при выборе времени посещения учитывайте отсутствие электрического света.

Лаба
Страницы     ←  предыдущая     Ctrl     следующая  →